Подростковый возраст ― это самый трудный из всех, представляющий собой период становления личности. Ребенок в подростковом возрасте отрицает все, что, как ему кажется, связывает его с детством: сказки, нежные теплые взаимоотношения, простое доверчивое отношение к людям и к миру, веру в Деда Мороза, а с ним – и веру в чудеса, в реальность волшебства в обычной повседневной жизни. Нельзя забывать и о том, что подростковый возраст – это время быстрых и кардинальных перемен в физиологии и психологии ребенка. Таких быстрых и таких существенных, что они становятся причиной подросткового кризиса.
На помощь подросту может «прийти» сказкотерапия. Под термином «сказкотерапия» подразумевается метод передачи понятий о духовном путешествии души и социальном устройстве человека. Именно по этой причине сказкотерапию называют воспитательным способом, сообразной духовной природе каждого человека. Многие думают, что сказкотерапия адресована исключительно детям, к тому же дошкольного возраста. Но, возрастной диапазон, который охватывается сказкотерапией, не имеет границ.
Сказка — это совершенно удивительное по своей силе психологического воздействия способ работы с внутренним окружением и миром подроста, мощный инструмент его развития, снятия стресса и «внутренних переживаний». Как раз психологическое содержание сказок, символическое отражение психологических явлений делают народные сказки незаменимым инструментом влияния на человека.
Любая сказочная ситуация содержит большое количество значений и граней. Подросток, читая сказку, бессознательно воспринимает более значительный для себя образ. Со временем ту же самую сказку мы понимаем абсолютно по-другому.
Знаменитый в настоящее время психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева называет сказкотерапию как набор методов «передачи понятий о духовном пути и социальном формировании человека». Для подросткового возраста свойственно неустойчивое проявление свойств психики: целеустремленность и навязчивость сочетаются с импульсивностью, также неустойчивостью, высокая самоуверенность и решительность в суждениях сменяются слабой ранимостью и неуверенностью в себе.
По мнению ученого Н. Пезешкяна, так «работает» устройство сбережения в сказочных рассказах личного опыта. Сказка может помочь взрослым отыскать общий язык с подростком в содействии ему решения его первых проблем. Главной чертой сказки считается то, что в ходе ее происходит трансформация сознания. А именно, кто-то небольшой и бессильный в начале — к концу превращается в крепкого, ценного и во многом самодостаточного героя. Это позволительно назвать историей о становлении взрослым.
К. Юнг говорил о подобном, когда главным мотивом сказки предписывал процесс индивидуации. Это является не вообще повзросление: это весьма конкретный его уровень, на которой уже утвердившееся и отделившееся сознание воротится к своей подсознательной основе, при этом обновляя и углубляя их обоюдные связи, расширяясь, приобретая доступ к совершенно новым архетипическим способам и энергиям. Следовательно, можно сказать, что любого ребенка сказка влечет вперед, а взрослого «возвращает в детство».
Процесс сказкотерапии позволяет подростку осмыслить и увидеть свои личные проблемы, актуализировать их, что является очень важным. Ведь всегда сильно пугает то, чего мы не осознаем, а благодаря сказке страх приобретает настоящие черты, таким образом даёт действенное оружие против себя.
Также в подростковом возрасте у детей возникает и увеличивается желание стать взрослым, что формирует изменение поведения, развивает и создает абсолютно новое положение личностного и психологического происхождения. Она призывает и порождает изменение всего порядка отношений подростка — и к окружающим людям, и лично к себе. Вопросы, на которые необходимо ответить подростку, довольно непростые: «Кто я такой?», «Откуда родом?» и «Куда иду?» Во время поиска ответов на них, кроме того возникает много сложностей. В случае, если у ребенка образуется одна из главных установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», — это приводит к трансформации личности в негативную сторону. История самостановления — это рассказ героя, который часто встречаются в сказках и мифах. Каждый подросток превращается на путь «героя», проходя через различные испытания, преодолевая проблемы, совершая тот или иной выбор.
Употребляя героическую сказку либо миф в исправляемой работе с подростками, мы содействуем им в этом выборе. Отождествляя себя с героем мифа либо сказки, он имеет подобную возможность. Опираясь на практику других «героев», он сумеет выбрать, по какому направлению пойти ему самому. «Современные дети по-другому истолковывают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят осуществлять указания взрослых», «они требовательны и навязчивы», «очень подвижные и гиперактивные». Современные подростки, слушая сказки, также проходят тот самый путь познания окружающего, мира и приобретения опыта и снятия «внутренних зажимов», переживаний. Знаменитый австралийский психолог Д. Бретт в работах писала, собственно дети обретают в волшебных ситуациях «отзвуки своей жизни. Они рвутся воспользоваться образцом положительного героя в борьбе с собственными ужасами и трудностями. Помимо всего этого, рассказы и сказки внушают в ребенка надежду, собственно очень существенно. Подросток, лишенный ожидания либо потерявший ее, отрицается от борьбы и ни разу не достигнет успеха».
Психика подростка воспринимает буквальное содержание рассказа, как вымышленное: подросток сочувствует сказочному герою, идентифицирует себя с ним, причем даже, когда выяснит своё затруднение, он все равно предполагает — это не про меня, «понарошку». При этом подсознание «верит» услышанному и даёт подходящую программку изменений в манере, переструктурировании значимостей, также взглядов и позиций. Сознательная и бессознательная психика — это метафорическое определение функций левого и правого полушарий мозга. Левое полушарие мозга либо то, собственно, что мы обычно называем сознательной психикой, отвечает за язык, логику и т.д. Правое полушарие мозга не имеет свойственного ему языка в лингвистическом смысле. Его основные функции — это употребление сигналов, прибывающих от органов эмоций, к примеру визуальные образы, и оно оказывает существенно воздействие на поведение человека. Метафорически мы именуем его бессознательной частью нервной системы.
К главным правилам изложения сказок можно отнести следующие положения:
1. Создание для подростка «зоны защищенности». В сюжете сказки всегда могут сочетаться, как настоящие, так и вымышленные действия, а персонажами всегда могут быть, как лица, при этом взятые из жизни, персонажи любимых книжек, мультфильмов, так и выдуманные вами несуществующие животные, и прочие мифический объекты. Находясь в «зоне защищенности», подросток не ощущает себя виноватым, не испытывает смущения, либо страха. Он просто слушает новую сказку, при этом узнает что-то новое для себя, что-то сравнивает, ассоциирует. А из этого можно сделать вывод, что подросток имеет возможность поразмышлять над услышанным в психологически удобной обстановке.
2. Рассказ нужно говорить ненамеренно, как будто случайно. В процессе консультации в виде отклонения от беседы. В данные моменты подросток в полной мере открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы желаете хотите ему донести.
3. Возможно начать сказку словами: «У моей хорошей знакомой, на подоконнике стоит в точности такой же цветок»..., либо «Днем по телевизору я увидела программу…». Потом рассказываете ситуацию либо содержание программы, которую вы будто бы глядели днем. Если же история рассказана доверительно, то подросток будет слушать внимательно, т.е., как нам и хотелось.
4. Никогда не исследуйте и вовсе не обсуждайте терапевтический рассказ после ее завершения. Дайте подростку погрузиться в метафорическое общество и идентифицировать себя с персонажами и различными событиями выдуманного мира. Ну а на следующей консультации, можно будет обсудить, нарисовать, а потом уже продолжить сказку.
5. Не перегружайте подростка терапевтическими сказками, чтобы он не потерял чувствительности к ним.
Разные сказки подходят для решения разных проблем. Основной принцип метода сказкотерапии: одна сказка — одна проблема. Нельзя в одну сказку вкладывать все имеющие проблемы у подростка, иначе сказка не будет иметь никакого действия. Подросток должен сосредоточиться на одной ситуации, без помощи других найти из нее выход. Сказка — это некая поддержка подростка в трудной ситуации. Ему дают понять, что понимают его переживания и чувства в данный момент, готовы посодействовать ему справиться с ними, но все же очень важно научиться решать проблемы самостоятельно. разрешению проблем подростков.